За предыдущие два с половиной года официальный курс уже несколько раз переваливал за 100 рублей. Но это все было кратковременно, и вызывалось теми или иными форс-мажорными обстоятельствами. Теперь же, можно сказать, постоянно и постепенно ослабевающий курс рубля наконец-то докатился до трехкратного значения – можно сказать, в плановом порядке.
К счастью, ничего особого и не случилось. Выходные дни 16 и 17 ноября мы прожили с таким значением (не хватило всего одной копейки), но многие россияне этого даже и не почувствовали. В общем, ни для рынка, ни для граждан особым ударом это не стало.
Финансовый аналитик Сергей Дроздов говорит, что в некоторых банках наличные доллары даже можно купить на рубль-полтора даже дешевле, чем по установленному официальному курсу ЦБ.
Рубль начал активно скатываться вниз с начала октября – когда его курс от комфортных и привычных значений для россиян ( примерно 93 рубля за доллар), что ни день начал терять позиции: до 97 на начало ноября, затем 98-99, а теперь вот вплотную приблизился к сотне.
Собственно, к его постепенной девальвации население давно привыкло. Но вот бизнес-сообществу волатильность рубля добавляет проблем. Колебания национальной валюты снижают его привлекательность, как для сбережений, так и для инвестиций. РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) на днях предложил Центробанку временно установить регулируемый курс доллара для участников внешнеэкономической деятельности. По образу и подобию Народного банка Китая, где курс доллара к юаню может колебаться в пределах 2 %.
Но крепкий и предсказуемый рубль нужен не только большому бизнесу, но и обычным людям – хотя бы потому, что от него во многом зависят цены в магазинах.
– Инфляция в стране остается высокой, – поясняет главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев, – В годовом выражении чуть больше 8,5 %. Конечно, курс рубля влияет на цены, а для покупателя это самое главное. Рост цен будет продолжаться. Успокаивает лишь то, что это не обвальное падение рубля, не скачкообразное.
– Конъюнктурно в отдельные моменты слабый рубль выгоден, в частности, для экспортеров. В конце года слабый рубль особенно выгоден бюджету, он приносит больше доходов. Но если смотреть глобально, то слабая национальная валюта говорит о серьезных проблемах в экономике. Нельзя представить страну с сильной экономикой, но слабой национальной валютой. Такого просто не бывает.
Потребителям плохо из-за роста цен, а для страны это чревато тем, что экономика продолжает торможение. Если посмотреть на поквартальные темпы роста ВВП, то идет неуклонное снижение этого показателя. По оценке Росстата, в первом квартале рост ВВП составлял 5,4 %, во втором уже 4,1 %, а в третьем замедлился до 3,1%.
– Совсем искусственно завышать курс рубля регулятор не станет. Он объективно настроен повышать ключевую ставку в декабре. А доллар за 100 рублей – серьезный аргумент в пользу ужесточения денежно-кредитной политики. Полагаю, что курс доллара превысит сто рублей. Психологический рубеж уже преодолен.
– На мой взгляд, главную роль сыграл психологический фактор. Серьезных экономических предпосылок не было. Конечно, фундаментальные факторы ослабления рубля никуда не делись: замедление экономики, достаточно низкие цены на нефть… Все это влияет на курс рубля. Но это общий фон. А основное – психологический фактор. Участники валютного рынка давно ждали этого рубежа, можно сказать, созрели. К 100-рублевой отметке мы подошли слишком близко, чтобы ее не взять.
– Впереди еще полтора месяца, колебания вокруг отметки в 100 рублей возможны. Полагаю, к новому году доллар будет в районе 102-103 рублей, к 110 он не приблизится.