Минтруд предложил ввести запрет на предоставление «работ повышенной опасности» через онлайн-сервисы, узнал РБК. К ним относятся, например, услуги сварщиков, работы на высоте и в замкнутых пространствах
Минтруд вышел с инициативой запретить организацию «работ повышенной опасности» через онлайн-платформы. Это следует из отзыва ведомства на законопроект Минэкономразвития «О платформенной экономике в Российской Федерации» (отзыв есть у РБК, его подлинность подтвердил знакомый с содержанием источник).
«Считаем необходимым установить запрет на принятие заказов партнерами-исполнителями на выполнение работ повышенной опасности и (или) работ по определенным видам должностей (профессий), перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации», — указали в ведомстве.
Законопроект Минэкономразвития (также есть у РБК) призван определить правовые основы платформенной экономики в России и отрегулировать отношения, возникающие между цифровыми платформами (маркетплейсами, сервисами доставки еды и предоставления различных услуг, агрегаторами такси) и их партнерами — продавцами товаров или исполнителями работ, услуг, а также потребителями. Как ранее писал РБК, законопроект уже подвергся критике Федеральной антимонопольной службы.
Минэкономразвития России ведет работу с отраслевыми органами власти, сообщили РБК в ведомстве. РБК направил запрос в Минтруд.
Суть предложений Минтруда
Законопроект устанавливает правила взаимодействия операторов цифровых платформ и партнеров-исполнителей, в том числе перечисляет условия, при которых оператор цифровой платформы или пользователь-заказчик не признаются работодателями исполнителя, а к их отношениям не применяется трудовое законодательство. К таким случаям относятся, в частности, следующие:
- заказ направлен на выполнение конкретной работы и не предусматривает наличия у исполнителя режима работы и подчинения правилам внутреннего правового распорядка;
- исполнитель самостоятельно принимает решение о выполнении работы и может не принимать заказ без применения к нему мер ответственности;
- оператор платформы ограничивает «систематическое и продолжительное» выполнение работ исполнителем для одного и того же заказчика;
- выбор исполнителя осуществляется только посредством алгоритмов и т. д.
Новости компаний РБК Компании Инновационные методы PR и маркетинга Как PR и маркетинг помогают компании завоевать доверие аудитории
РБК Компании Молодые и перспективные организации в розничной торговле Проверьте сведения в региональном каталоге
РБК Компании Крупнейшие оптовые компании региона Ознакомьтесь с информацией в каталоге
По мнению Минтруда, предлагаемое регулирование несет «риск привлечения партнера-исполнителя к выполнению работ повышенной опасности», то есть тем, к которым законодательством предъявляются отдельные требования по организации и обучению работников. «К таким работам среди прочего относятся работы на высоте, работы, связанные с эксплуатацией сосудов, работающих под избыточным давлением, работы в замкнутых объемах, в ограниченных пространствах, электросварочные и газосварочные работы и другое», — отмечают в Минтруде.
Для безопасного выполнения работ повышенной опасности законодательно сформирована нормативно-правовая база, на основании которой работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, указано в отзыве министерства. Например, в соответствии со статьей 209.1 ТК РФ основными принципами обеспечения безопасности труда являются «предупреждение и профилактика опасностей, а также минимизация повреждения здоровья работников». Постановление правительства обязывает ряд должностей категории «повышенной опасности» проходить стажировку на рабочем месте и обучение требованиям охраны труда по специальной программе. Эти правила распространяются только на работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Проектируемые положения законопроекта формируют «правовую неопределенность», а значит, риск привлечения исполнителей-партнеров к выполнению работ повышенной опасности, указали в Минтруде. Эту практику необходимо запретить, следует из отзыва министерства.
Кроме того, следует проработать критерии систематичности и продолжительности взаимодействия партнера-исполнителя и цифровой платформы, а также пользователя-заказчика с использованием цифровых платформ для разграничения гражданско-правовых и трудовых отношений, считают в ведомстве.
Решит ли запрет проблему безопасности
На сегодняшний день услуги, которые оказываются с применением интернет-платформ и которые можно отнести к опасным, в основном относятся к сектору C2C («пользователь — пользователю»), говорит глава Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты Владимир Котов. Чаще всего исполнители зарегистрированы как самозанятые или индивидуальные предприниматели (ИП), указывает он.
«Например, на платформах легко найти сварщика: они востребованы дачниками для выполнения различных работ на участках», — говорит эксперт.
При этом качество услуг и соблюдение таким сварщиком норм безопасности находится на его совести, и тут может быть много «нюансов», отмечает Котов. «Если в процессе выполнения работ он не применяет меры предосторожности и необходимые средства защиты, подвергая опасности себя и заказчика, — как это регулировать?» — рассуждает эксперт. При этом статистики несчастных случаев при проведении опасных работ физическими лицами нет: такие данные существуют только по предприятиям, и даже там есть много разночтений в зависимости от источника информации.
Запрет, предлагаемый Минтрудом, проблему безопасности не решит, уверен Котов. «Необходимость в опасных работах никуда не уйдет — они просто перейдут в нелегальное поле», — прогнозирует он. В первую очередь необходимо менять культуру отношения к безопасности в целом, резюмирует эксперт.
Все, что связано с категорией «опасность», относится к другому разделу законодательства, заявили РБК в Ассоциации цифровых платформ. Это законодательство о техническом регулировании и связанные с ним технические регламенты, обязательные стандарты, которые утверждаются постановлениями правительства.
«На наш взгляд, это не предмет законодательства о платформенной экономике, а сфера технического регулирования. Поэтому соответствующие требования к исполнению работ должны быть там — и это наша однозначная позиция. А уж кто будет выполнять опасные работы, какие требования к этим людям и процессам производства таких работ, как должен быть организован контроль за ними — это совершенно другой вопрос, не тема закона о платформенной экономике», — заключили в ассоциации.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
РБК в Telegram
На связи с проверенными новостями
Депутат ответил на обвинения в попытке заказа покушения на Кадырова
«Сэры Геи в Форин-офисе». Как Джонсон описал встречу с Лавровым в Москве
Татьяна Ким призвала мужа «не спасать ее разборками в стиле 1990-х»
Илон Маск представил беспилотное «роботакси»
Список лауреатов Нобелевской премии 2024 года
Закрылся единственный европейский филиал МГУ
Власти снизили один из порогов для обязательной продажи валютной выручки
Власти назвали минимальный размер пенсии москвичей
Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов
Авторы Теги