В тренде речные круизы
Барзыкин: — Более оптимально отдохнуть можно, если путешествовать с туроператорами. В частности, у них могут быть спецпредложения со скидками: да, сегодня их меньше, чем было раньше, но все-таки они есть. Например, сейчас по Крыму, по Абхазии, по Сочи выскакивают хорошие предложения. Поэтому, как говорится, следите за рекламой, но не гоняйтесь за дешевизной.
Мурадян: — Жесткой нехватки провозных емкостей нет, но есть проблема слабой конкуренции. Именно конкуренция охлаждает цены. Для того чтобы снизить цены, нужно расширение объема перевозки. На следующий сезон я бы ожидал охлаждения цен, это связано с амбициозными, но не реализованными пока планами ряда стран заработать на ограниченном объеме выбора у россиян. Но по факту выбор вполне достаточный, и россияне всегда могут найти приемлемый отдых по ряду направлений. Поэтому, как мне кажется, будет снижение стоимости на 5–15%. На ряде направлений в межсезонье скидки могут быть еще больше, чтобы привлечь туристов даже в плохую погоду. На внутреннем рынке мы находимся в бурной фазе роста, который традиционно сопряжен с увеличением расходов, здесь ничего не поделаешь. Но на выездных направлениях, мне кажется, мы пришли к некому эквилибриуму, равновесию. Тут я не вижу перспектив дальнейшего существенного подорожания. То есть турпоток будет прирастать в пределах 10% в год, а цены по ряду направлений снизятся.
Горин: — Нам надо двигаться в сторону улучшения конкуренции. Эффект снижения цен внутреннего туризма будет обусловлен расширением выездного. И это очень здоровая конкуренция, которая позволит усмирить цены на отдых.