Европейская комиссия обещает новое законодательство в июне.
ЕС планирует принять дополнительные меры против растущего теневого флота российских танкеров и потребовать от Словакии и Венгрии разработать официальные стратегии по прекращению импорта российской нефти к 2027 году, говорится в дорожной карте, опубликованной Европейской комиссией на этой неделе.
В документе «дорожная карта» исполнительный директор ЕС сосредоточился на сокращении закупок российского газа, подчеркнув, что европейские санкции успешно сократили импорт российской сырой нефти с 27% от общего объема импорта блока в 2022 году до всего лишь 3% в настоящее время, но также пообещал ввести новые правила, которые подорвут российские доходы от продажи нефти в июне.
В дорожной карте Комиссии изложен многосторонний подход к борьбе с теневым флотом России для обхода западных санкций и ценового ограничения стран G7.
«Эти суда часто старые, в плохом состоянии, с неясными владельцами и страховкой», — заявила Комиссия. «Поэтому они представляют ощутимый риск для окружающей среды из-за риска разливов нефти и других видов загрязнения с судов, что может привести к экологическим катастрофам».
Более ранний анализ данных S&P Global Commodities at Sea и Maritime Intelligence Risk Suite показал, что для транспортировки российской нефти, попавшей под санкции, могло использоваться около 580 танкеров, часто проходивших через воды ЕС, например, через Датские проливы.
В прошлом месяце Комиссия заявила, что все суда в водах ЕС будут обязаны предоставлять информацию о страховании даже во время транзита, но воздержалась от угроз арестовать суда, не соответствующие требованиям.
По данным Комиссии, Брюссель активизирует дипломатические усилия с третьими странами — государствами флага судов теневого флота, и расширит сотрудничество с Международной морской организацией для установления более строгих стандартов безопасности.
Кроме того, власти ЕС рассмотрят возможность развертывания миссии в рамках Общей политики безопасности и обороны ЕС для мониторинга морской деятельности и потенциального досмотра подозрительных судов в открытом море или в исключительных экономических зонах государств-членов ЕС.
Комиссия заявила, что предлагаемая морская миссия будет иметь полномочия проводить наблюдение, запрашивать у подозрительных судов разрешение на вход в территориальные воды для проверки и потенциально подниматься на борт судов в международных водах с согласия государства флага.
Зависимость от трубопроводного газа
Дорожная карта нацелена конкретно на Словакию и Венгрию, которые по-прежнему сильно зависят от российской трубопроводной нефти. По данным Евростата, российская нефть составляла более 80% от общего объема импорта нефти для обеих стран в 2023–2024 годах, что создает потенциальные риски безопасности поставок.
В то время как Чешская Республика в апреле завершила расширение Трансальпийского трубопровода, что позволило ей заменить российские поставки альтернативными источниками, Словакия и Венгрия, не имеющие выхода к морю, продолжают полагаться на трубопровод «Дружба» для получения большей части импорта сырой нефти.
ЕС запретил импорт морской российской сырой нефти с декабря 2022 года, а нефтепродуктов — с февраля 2023 года, но предоставил исключение для трубопроводных поставок в страны Центральной Европы.
По оценкам, через южную ветку трубопроводной системы «Дружба» Россия будет поставлять в Центральную Европу 200 000–300 000 баррелей сырой нефти в день.
MOL, единственный нефтеперерабатывающий завод в Венгрии и Словакии, по-прежнему в основном полагается на поставки российской нефти для своих основных НПЗ на Дунае и в Братиславе общей мощностью почти 300 000 баррелей в сутки.
На основе дорожной карты Комиссия намерена предложить законодательство, требующее от этих стран представить национальные планы к концу 2025 года с изложением стратегий по поэтапному отказу от импорта российской нефти к 2027 году.
По данным Комиссии, странам необходимо будет предоставить график с основными этапами и соответствующими мерами, подробно описать свои варианты диверсификации и технические возможности для замены российской нефти, а также предоставить информацию об объемах импорта российской нефти по действующим контрактам и датах истечения их сроков.
«Имеется достаточная инфраструктура для замены такого импорта нефти нероссийскими поставками», — заявила Комиссия, призвав пострадавшие страны отдать приоритет альтернативной инфраструктуре поставок, в частности трубопроводу Adria, соединенному с хорватским портом Омишаль.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S&P Global.
MarketSnapshot – ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Доходы России от продажи нефти и газа в апреле снизились на 12% в годовом исчислении
США готовят варианты усиления санкций против России — Wall Street Journal
Набиуллина рассказала, что защитит Россию от обрушения нефтяных цен
Флагманская российская нефть марки Urals рухнула до $50 в ходе мирового краха